Страх – то, что отбрасывает нас на 10 шагов назад, если мы хотим совершить что-либо новое для себя. Страх блокирует наши творческие ресурсы, заставляет действовать по уже проверенным схемам, возвращаться в те же места, держаться за старое. Страх останавливает нас в развитии.

Если говорить о страхе в фотографии, в первую очередь приходит на ум боязнь сделать что-то “не так” в композиции кадра. Особенно это присуще новичкам, которые только входят в профессию. Сначала ты ни о чем не думаешь, просто наслаждаешься процессом съемки, а потом начинаешь слушать старших коллег, читать умные книги по фотографии, прислушиваться к чужому мнению по поводу своих работ. И все эти мнения со стороны ставят перед твоей безграничной фантазией рамки, которые ты вроде как не должен нарушать.

Сечас я всеми руками “за” эксперименты, но так было не всегда. Только спустя несколько лет практики я поняла, что всё делаю в рамках “дозволенного”, не даю свободы своей фантазии, боюсь сделать что-то “неправильное”, хотя бы попробовать. Репортажи увели меня от этих рамок. В эти моменты у меня нет времени на размышления и оценку, я должна успеть запечатлеть то, что через секунду уже изменится, уйдёт, исчезнет.

Попробуйте выйти на улицу, найти интересное событие и запечатлеть его. Попробуйте поймать во время фотоохоты это невероятное ощущение свободы и абсолютное отсутствие страха. Вы поймёте, о чём я говорю.

Книжки – хорошо. Но это теория, которая не всегда идеально работает на практике. Профессия фотографа – это постоянный поиск, личные наблюдения, анализ, скорость реакции. Здесь нет места страху и робости.

Эти фотографии я сделала в Нью-Йорке, когда мы просто гуляли с друзьями по городу. (Да, камеру я не оставляю дома ни на день.) Я фотографировала группу евреев, которые держали палестинские флаги, призывая к миру. Так как на камеру был надет объектив 16mm, мне надо было быть совсем близко к протестующим, чтобы запечатлеть всё.

Вдруг позади себя я услышала громкие возгласы подбежавших парней, которые скандировали свои лозунги, как будто старались спровоцировать волнение среди протестующих. На секунду я испугалась от неожиданности, но тут же направила на них свой объектив. Уже через минуту с ними разговаривала полиция, но я сохранила эти кадры, чтобы навсегда для себя понять, как выглядит ярость и агрессия.

Страх не позволил бы мне даже приблизиться к этой группе людей, я бы стояла в сторонке с остальными наблюдающими. И в моей сумке не было бы моей камеры.